24 декабря 2025 г.
Прокуратура разъясняет о мерах по противодействии коррупции в образовательных учреждениях
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона «О противодействии
коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача
взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий
подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего
должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в
целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих
лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими
физическими лицами.
Антикоррупционной политике в образовательных учреждениях уделяется
особое внимание.
Антикоррупционная политика школы представляет собой комплекс
взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий,
направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в
деятельности школы.
Реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает
риски применения в отношении работников образовательного учреждения мер
ответственности за подкуп должностных лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и
бесплатность в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных
дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение
дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных
организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам,
включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий,
средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий
и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к
компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в сфере образования.
Установление и взимание с родителей (законных представителей)
обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в
пределах соответствующего федерального государственного образовательного
стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение
которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего
бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству
Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся
общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись
осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе
вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
Установление обязательных денежных взносов (сборов) и иных форм
материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не
допускается.
В рубрике: Новости Прокуратуры