19 июня 2023 г.

Об отнесении растительных отходов и отходов от текущего ремонта к ТКО

Минприроды России по вопросу представления позиции о приравнивании древесно-кустарниковых и строительно-отделочных отходов к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), и закрепления обязанности регионального оператора по уборке мест накопления и погрузки твердых коммунальных отходов, приобретению и содержанию мусорных контейнеров сообщает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом в силу положений пункта 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, растительные отходы, которые образуются при уходе за зелеными насаждениями, не учитываются при проведении замеров в целях определения нормативов накопления ТКО.

Пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, (далее – Минимальный перечень) определено, что к работам по содержанию придомовой территории в теплый период года относятся, в том числе подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденному и введенному в действие  с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.

На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

Учитывая изложенное, внесение изменений в Закон № 89-ФЗ в части отнесения растительных отходов, образованных при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, к ТКО нецелесообразно.

По вопросу отнесения строительно-отделочных отходов к ТКО. Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (далее – КГО) – это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах,

В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании изложенного, КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Отходы, образованные при капитальном ремонте объектов недвижимости (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к TKО и не входят в зону ответственности регионального оператора.

Отходы строительства и ремонта отличаются от отходов, относимых к ТКО, по размеру, составу и классу опасности, что предопределяет особенности при обращении с такими отходами. Так, например, для транспортирования различных видов отходов предназначены различные виды Специализированного транспорта. Отходы строительства и ремонта способны повредить не предназначенный для их транспортирования транспорт. Кроме того, некоторые виды отходов строительства и ремонта содержат вредные вещества, которые накапливаясь в больших объёмах, могут представлять угрозу для жизни и здоровья людей.

В соответствии с подпунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы капитального характера по замене конструктивных элементов зданий, в том числе жилых, строений, сооружений, при которых образуются отходы, являются отходами от профессиональной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства и ремонта и имеющие соответствующие допуски к проведению таких работ. Таким образом, в составе КГО такие виды отходов не могут быть представлены.

По вопросу закрепления обязанности регионального оператора по уборке мест накопления и погрузки ТКО, а также приобретению и содержанию контейнеров.

На основании положений статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с ТКО относится, в том числе  создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

При этом согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 219.

Вместе с этим, «уборкой мест погрузки ТКО» являются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, в соответствии с положениями Правил № 1156.

Также согласно Правилам № 1156 «погрузка ТКО» – перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

С учетом пункта 13 Правил № 1156, согласно которому региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, уборка мест погрузки ТКО входит в обязанности регионального оператора при осуществлении услуги по обращению с ТКО.

Таким образом, на основании положений, приведенных выше, законодательством об обращении с ТКО предусмотрено разграничение обязанностей регионального оператора, органов местного самоуправления муниципальных образований и собственников помещений в МКД. Так, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО являются обязанностью органов местного самоуправления муниципальных образований. В случае, если такие места (площадки) накопления ТКО входят в состав общего имущества в МКД, обязанность по их созданию и содержанию лежит на собственниках помещений в МКД. Вместе с этим, уборка мест погрузки осуществляется региональным оператором, содержание мест (площадок) накопления ТКО не является предметом договора на оказание услуги по обращению с ТКО.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что согласно подпункту «з» пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №. 881, документация об отборе может содержать обязательства регионального оператора по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости).

Пунктом 90 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

При этом Основы не устанавливают обязательные требования для регионального оператора в части приобретения и (или) содержания контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и не определяют объем соответствующих обязательств.

Таким образом, в случае если при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО документация об отборе содержит обязательства регионального оператора по созданию и содержанию контейнерной площадки региональный оператор обязан обеспечить выполнение такого условия в объеме, предусмотренном соглашением с субъектом Российской Федерации, и за счет указанного в соглашении источника финансирования.

На основании изложенного, в настоящее время законодательно предусмотрена обязанность регионального оператора по осуществлению уборки мест погрузки ТКО, а также определены случаи, при которых региональный оператор обеспечивает создание и содержание контейнерной площадки, включая приобретение и содержание контейнеров.

В рубрике: Новости    


Оцените: