16 августа 2018 г.
Порядок оспаривания постановлений должностных лиц ФССП России, их действий (бездействия)
Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) в статье 121 предусматривает два варианта оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу ФССП России и посредством обращения с заявлением в суд. При этом обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является обязательным и не препятствует обращению в судебные органы.
Согласно ст. 126 Закона жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом ФССП России, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.
Стороны исполнительного производства (взыскатель и должник), а также иные лица, считающие, что нарушены их права и законные интересы либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность, вправе обжаловать постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России, повлекшие неблагоприятные последствия, в судебном порядке.
Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
Вместе с тем, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей иск предъявляется непосредственно к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, а в случае прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, если же полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России.
К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также должен быть привлечен территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав- исполнитель.
В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
По административным исковым заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя, неопределенного круга лиц либо иных публичных интересов.
Окончание либо прекращение исполнительного производства также не является препятствием к рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя, неопределенного круга лиц либо иных публичных интересов.
В рубрике: Новости Прокуратуры