В посёлке Перевоз прошел яркий эвенкийский праздник, посвященный Году семьи. Мероприятие прошло в рамках государственной программы, направленной на сохранение и пропаганду традиционной культуры и образа коренных малочисленных народов Иркутской области.
В рамках праздника прошел конкурс «Костры предков», в котором приняли участие представители семейных и родовых общин, проживающих на территории поселка Перевоз. Они представляли традиционные эвенкийские костюмы и демонстрировали предметы, имеющие сакральное значение для каждого рода.
Перед началом праздника все присутствующие прошли несколько обрядов. Первым был обряд очищения «Чичипкан». Это старинный эвенкийский обряд прохождения через «небесные ворота», знаменующий очищение и начало «новой жизни». Каждого, кто проходил обряд окуривали дымом багульника или можжевельника. Человек, совершивший этот обряд, считается очищенным от грехов, болезней и неудач.
Дальше необходимо было пройти обряд «Секалаон», где люди гладили «медведя» – хозяина тайги по спине. Гладить нужно обязательно с добрыми помыслами, это поможет обрести духовную силу, мужество и настроиться на атмосферу праздника. А уже потом все желающие повязали цветные ленточки на ветки лиственницы. Этот обряд называется «Улгани-да». Его проходят для укрепления нитей жизни и нитей судьбы.
- Мы эвенки и якуты родились на Жуинской земле. Это не только наша родина, но и земля наших многочисленных предков. Многовековые тропы кочевий используются нашими охотниками-оленеводами из поколения в поколение, также, как и культовые обряды и обычаи. И сегодня мы познакомили всех с культом Огня среди коренных народов севера, - рассказали организаторы праздника.
В конкурсе приняли участие представители старейших родов из поселков Перевоза, Чары охотников и оленеводов. Мужичины занимались промыслом, таежным оленеводством, а женщины - шитьем и рукоделием, сбором целебных трав и дикоросов. Еще они рожали и воспитывали детей, внуков, и наравне со своими отцами и мужьями охотились и рыбачили.
Каждая семья представила свой чум, в котором на суд жюри и зрителей были выставлены самые дорогие и милые сердцу каждой семьи вещи: предметы быта, одежда, головные уборы, унты, кумаланы, обереги, инструменты для промысла, изделия местных мастериц и многое другое.
Удар в бубен известил о начале конкурса, который проходил в 6 этапов.
Первый шаг – разведение костра на скорость. Запрещено было использовать бумагу и другие современные бытовые и химические средства.
Вторым этапом нужно было совершить обряд «Кормление огня», который сопровождался рассказом об особенностях обычая, который имеется в каждой семье.
Культ огня очень широко распространён у народов сервера. Мифы коренных народов рассказывают о том, что люди научились добывать огонь путем трения, причем в качестве дерева-материала использовалась лиственница, растущая на вершине самой высокой горы. Во время всемирного потопа земля скрылась под водой. Люди на плоту приплыли на вершину горы, где огонь явился им из лиственницы. Так и жили люди на горе, в чуме, а когда вода ушла, спустились вниз и унесли огонь с собой. Также огонь являлся проводником между миром людей и миром духов. Он использовался в семейных обрядах, был защитником. Символ жизни, тепла и семьи.
От яркости высоты и частоты огня зависело примут ли небожители земную жертву. Тут и появился обряд «Кормление огня». Это важная часть традиции эвенков. В костёр кидали лучшие кусочки пищи, «кормили» кумысом.
Об огне всегда говорили, как о живом существе. Если он затухает, значит печалится, ярко горит – радуется, неровно – сердится, дыми и трещит – гневается. Огонь представляли в виде старой опытной женщины - Энекэн Того. Поэтому обряд поклонения Энекэн Того (бабушке Того) – важный ритуал почитания своих предков с просьбой о помощи и защите.
И какой праздник без угощения. Четвертым этапом конкурса стало представление блюд национальной кухни с рассказом о способах их приготовления. Этот обычай называется «Нимат», который был направлен на то, чтобы делиться лучшим кусочком от добычи. Этот замечательный по своей природе обычай в понимании эвенков — закон, был широко распространен среди всех эвенков и играл большую роль в укреплении мира и дружбы между различными группами людей.
Завершился конкурс выставкой-ярмаркой народных умельцев и творческими номерами участников. Мастера национальных промыслов и декоративно-прикладного искусства продемонстрировали свои изделия и рассказали о способах и особенностях изготовления. Приветствовались изделия, выполненные в технике, которая была утрачена и возрождена народными умельцами. А творческий конкурс поразил всех красотой национальных костюмов, исполнением песен на эвенкийском языке, рассказами красивых легенд о жизни людей севера.
Завершился праздник круговым обрядом «Поклонение огня». Чтобы не угасали очаги наших семей, чтобы не забывались традиции наших предков не унесло ветром пепел надежд. Авгара бикэллу! Будьте здоровы! Кутучи бикэллу! Будьте счастливы!