Общество

24 декабря 2025 г.

Банки запустили сервис «второй руки» для борьбы с мошенниками

Банки запустили сервис «второй руки» для борьбы с мошенниками

С первого сентября 2025 года в России начал действовать новый закон, который обязывает банки запустить специальный сервис – так называемую «вторую руку».

Сервис «второй руки» — это дополнительный уровень защиты банковского счёта, который позволяет обезопасить сбережения от мошенников.

Что такое сервис «второй руки»?

Изначально сервис разрабатывался для защиты пенсионеров и социально незащищённых групп граждан, которые чаще всего становятся жертвами финансового мошенничества. Однако подключить его может любой клиент банка, который хочет повысить безопасность своих средств.

Сервис «второй руки» появился в качестве защиты от мошеннических действий. Он позволяет клиенту банка назначать помощника, который будет следить за его банковскими операциями – либо подтверждать их, либо блокировать. Если вы, например, пытаетесь перевести кому-то крупную сумму или снять все деньги со вклада, банк сначала отправит запрос вашему доверенному лицу. Только после его одобрения операция будет проведена. 

«Второй рукой» можно назначить любого человека, которому вы доверяете: родственник, друг или коллега. Специалисты Банка России считают, что дополнительная защита в лице помощника позволит защитить в первую очередь самых уязвимых граждан: пожилых людей, которые часто из-за своей доверчивости попадают под влияние мошенников, или молодых людей, которых втягивают в дропперство. 

Пример

Дочь 80-летней пенсионерки из Москвы Елены Т. стала ее «второй рукой», поскольку пожилая женщина уже не раз теряла деньги - то газовикам заплатит за установку «дорогостоящего оборудования», то переведет деньги на «безопасный счет». И вот опять, находясь под влиянием мошенников, Елена Т. решила снять деньги в банкомате, чтобы передать их курьеру. Однако дочери пришло уведомление на телефон, и она заблокировала операцию, что позволило вовремя пресечь опрометчивые действия матери. 

Ключевое отличие сервиса «второй руки» от доверенности в том, что помощник не может самостоятельно распоряжаться деньгами: снимать их, переводить или закрывать счета. Его полномочия ограничиваются только контролем: он видит запрос и одобряет или отклоняет его. 

Как назначить помощника?

Чтобы назначить помощника, требуется подать письменное заявление в свой банк. Это можно сделать как самостоятельно, так и по доверенности. Процедуру определяет сама финансовая организация. Где-то требуется вдвоем прийти в отделение, в других случаях достаточно дистанционного обращения через мобильное приложение банка или письмо в службу поддержки. 

В законе прямо не прописано, что помощник должен быть клиентом того же банка. Однако это требование может установить сама финансовая организация. Также банк определяет порядок информирования. Это может быть, например, смс или пуш-уведомление. Эти условия прописываются в соглашении с банком. 

Услуга «второй руки» активируется на следующий день после подписания трехстороннего соглашения с банком и действует бессрочно. При этом в любой момент можно отказаться от сервиса или сменить доверенное лицо. Однако, это не происходит мгновенно. На смену/отмену «второй руки» отводится 24 часа. Такая задержка предусмотрена на случай, если человек действует по указке мошенников – дается время опомниться и передумать.

Пример

Дочери 80-летней пенсионерки из Москвы Елены Т. предложили работу во Владивостоке, и женщина согласилась. Из-за разницы во времени подтверждение операций матери стало неудобным. Елена Т. сменила доверенное лицо. Им стал сын, проживающий, как и мать, в российской столице. 

На какие операции распространяется контроль?

Четкий список операций, на который распространяется сервис «второй руки» законом не определен. Клиент сам решает, какие именно действия его помощник будет проверять. Можно настроить контроль практически для любых операций:

Переводы через СБП, с карты на карту или по номеру телефона,

Снятие наличных в банкомате,

Закрытие вкладов и счетов.

На переводы между своими счетами, в том числе в другие банки одобрение доверенного лица не требуется.

Помимо вида операции настраивается лимит суммы, при превышении которого необходимо подтверждение. Это сделано для того, чтобы телефон помощника не «разрывался», когда доверителю требуется купить творог в магазине или оплатить мобильную связь. Например, можно разрешить все переводы до 50 000 рублей без контроля, а все, что выше этой суммы, будет отправляться на проверку помощнику.

 

С момента получения уведомления у доверенного лица есть 12 часов на то, чтобы принять решение. Если операция кажется ему подозрительной, он может ее отклонить. В этом случае банк просто не выполнит поручение клиента, а деньги останутся в безопасности. Если помощник не успеет ответить в установленный срок, операция также будет автоматически заблокирована.

Плюсы нового сервиса

Услуга «вторая рука» усложнит жизнь злоумышленникам, которые практикуют телефонное мошенничество и социальную инженерию для обмана доверчивых граждан.

Сервис помогает предотвратить не только возможное мошенничество, но и импульсивные покупки, например, дорогостоящие и часто бесполезные БАДы, которые настоятельно рекомендует приобрести агрессивная реклама.

Быстрота оформления – в некоторых случаях даже не обязательно идти в офис банка, а заявление можно подать дистанционно.

Минусы нового сервиса 

Возможные технические сбои - например, клиенту банка потребовалось срочно провести операцию (например, снять деньги), а пуш-уведомление помощнику не приходит.

Есть риск, что помощник может не увидеть уведомление или не успеть на него вовремя среагировать, а клиент пропустит важный и срочный платеж (например, покупку горящей путевки).

Находясь под влиянием мошенников, клиент может написать заявление в банк и отказаться от помощника, и все же перевести деньги злоумышленникам. Сервис снижает развитие такого сценария, но не сводит к нулю.

В рубрике: Новости